Войти

Две головы лучше? XFX GeForce 9800 GX2: обзор, разгон и сравнение с GF 8800

Предисловие

На сегодняшний день в сегменте видеокарт стоимостью, начиная от 250 долларов США, сложилась весьма интересная обстановка. В стремлении удешевить производство и сделать быстрые видеокарты более доступными конечному пользователю, компания NVIDIA и её партнёры сняли с производства дорогие GeForce 8800 GTX и Ultra, на смену которым пришла сравнительно дешёвая, с относительно низкой себестоимостью GeForce 8800 GTS 512 Мбайт. Рекомендованная стоимость видеокарты, в основе которой лежит вполне удавшийся 65-нм графический процессор G92, сегодня составляет уже 249 долларов США, а в рознице такие видеокарты можно приобрести по цене от 260 долларов. Трудно спорить с тем, что за такую, вполне скромную по современным меркам, сумму найти конкурента для GeForce 8800 GTS 512 Мбайт в данном ценовом сегменте нельзя. Со стороны ATI есть более быстрая видеокарта Radeon HD 3870 X2, но её розничная цена превышает отметку в 400 долларов США, и, как ни странно, у этой видеокарты также конкурентов не имеется. Конечно же, вполне справедливо к ним можно было бы отнести GeForce 8800 GTX и Ultra, но уже сегодня эти видеокарты практически исчезли с рынка.

В то же время, не желая упускать первенство в верхнем ценовом сегменте и учитывая ещё не скорое появление нового графического чипа, компания NVIDIA выпускает на рынок одночиповую GeForce 9800 GTX и двухчиповую GeForce 9800 GX2, которая является, по сути сдвоенной версией GeForce 8800 GTS 512 Мбайт. Её рекомендованная стоимость заявляется в диапазоне 599~649 долларов США. Первая же видеокарта является разогнанной версией GeForce 8800 GTS 512 Мбайт и рекомендуется за $299~349. Таким образом, если не принимать во внимание все видеокарты ниже GeForce 8800 GT включительно, то по производительности и стоимости существующие видеокарты можно было бы расположить следующим образом:

  • NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 Мбайт ($249);
  • NVIDIA GeForce 9800 GTX 512 Мбайт ($299~349);
  • ATI Radeon HD 3870 X2 2 x 512 Мбайт ($449) + остатки NVIDIA GeForce 8800 GTX и Ultra;
  • NVIDIA GeForce 9800 GX2 2 x 512 Мбайт ($599~649).

Нетрудно заметить, что конкурировать видеокартам приходится в большей степени самими с собой, а пользователю только и остаётся, что ломать голову над целесообразностью переплаты за ту или иную видеокарту. Конечно же, GeForce 9800 GX2 – решение чуть ли не бескомпромиссное, при условии такой же доходности геймера. Видеокарта дорогая, а её владельцы достаточно редки среди оверклокеров. Но, как мне кажется, несмотря на низкую распространённость видеокарты среди геймеров и оверклокеров, многим будет интересно оценить её производительность, энергопотребление и уровень шума в сравнении с наиболее массовой видеокартой из приведённого выше списка, а именно с GeForce 8800 GTS 512 Мбайт. Прекрасно понимаю, что идеальным вариантом стало бы сравнение производительности SLI-связки из двух GeForce 8800 GTS 512 против GeForce 9800 GX2, но, к сожалению, к XFX GeForce 9800 GX2 мне удалось достать только одну GeForce 8800 GTS 512 Мбайт также от компании XFX, которые мы между собой и сравним сегодня.

Так как видеокарты GeForce 8800 GTS 512 Мбайт нам с вами уже хорошо знакомы, то дополнительного обзора этой карты сегодня не будет, а вот новую GeForce 9800 GX2 будет интересным рассмотреть и изучить со всех сторон.

1. Обзор XFX GeForce 9800 GX2 2 x 512 Мбайт

Прежде чем перейти к обзору видеокарты я предлагаю ознакомиться с техническими характеристиками NVIDIA GeForce 9800 GX2 из официального пресс-релиза, представленными вашему вниманию в виде таблицы:

Не удивляйтесь полутора миллиардам транзисторов GPU, так как, по всей видимости, здесь приложили руку маркетологи NVIDIA, поэтому и приводится суммарное число транзисторов двух графических процессоров. Точно такая же ситуация и с числом унифицированных шейдерных процессоров, объёмом памяти видеокарты и числом блоков фильтрации. На самом деле суммировать эти характеристики некорректно.

Видеокарта приехала к нам в большой и тяжёлой коробке, выполненной из тонкого картона. На лицевой стороне упаковки изображена футуристического вида цифра 9, которая мне почему-то сразу же ассоциативно напомнила фильм "Крикуны":

Там же приведён заманчивый но неправильный объём памяти видеокарты в 1 Гигабайт и указан её тип. Рядом с ним соседствуют ярлычки, с указанием входящей в комплект поставки игры, поддержки SLI и обозначением частоты ядер видеокарты. На обороте коробки есть крупное фото видеокарты и изложены ключевые особенности новинки. В общем, всё вполне типично для продуктов данного класса.

Внутри упаковки находится коробка из толстого картона, в центре которой в пенополиуретановой вставке крепко зафиксирована видеокарта, а под ней открываются аксессуары комплекта поставки. Последние выглядят следующим образом:

Перечислю их слева направо и сверху вниз:

  • два переходника 15 pin DVI / D-Sub;
  • компакт-диск с драйверами видеокарты;
  • компакт-диск с DirectX 10 патчем для игры Company of Heroes;
  • ярлык на дверную ручку чтобы не беспокоили во время игры;
  • инструкция по установке видеокарты и драйверов.
  • кабель для подключения дополнительного питания видеокарты;
  • рекламный буклет.

Обращаю ваше внимание, что в комплект поставки XFX GeForce 9800 GX2 включен только один кабель для подключения питания видеокарты, и тот с шестипиновым разъёмом, тогда как видеокарта оснащена шести- и восьмипиновыми разъёмами для подключения дополнительного питания. На этом мы с вами остановимся ещё раз немного позже, а пока перейдём к изучению видеокарты.

Впервые взяв видеокарту в руки удивляешься не столько её высокому весу, сколько нетипичному конструктивному исполнению корпуса GeForce 9800 GX2. Фактически, перед нами брусок размерами 272 x 100 x 33 мм, наглухо закрытый с почти 2/3 боковых сторон и имеющий прорези в задней части обеих сторон:

Несмотря на наклейки XFX на корпусе, перед нами полностью референсный образец GeForce 9800 GX2. О выпуске GeForce 9800 GX2 нереференсного дизайна мне пока слышать не доводилось, несмотря на более чем месячный срок с момента анонса видеокарт данного типа.

Так как карта представляет собой полу-глухую коробку, то описывать её “внешность” нет смысла, поэтому добавлю здесь, что XFX GeForce 9800 GX2 оснащена PCI-Express x16 интерфейсом, двумя портами DVI-I (dual link) и HDMI-разъёмом:

В нижней части планки с портами есть решётка для частичного отвода нагретого видеокартой воздуха из корпуса системного блока. “Частичного”, так как некоторая часть воздушного потока выбрасывается сквозь решётку в верхней части платы, а значит остаётся внутри корпуса системного блока:

Учитывая, что температурный режим видеокарты (и тем более разогнанной) очень высок, то в закрытом корпусе системного блока GeForce 9800 GX2 будет подогревать и остальные комплектующие (в первую очередь, процессорный кулер).

Там же, в верхней части корпуса видеокарты, под маленькой пластиковой крышечкой скрывается один разъём MIO для объединения и работы двух видеокарт GeForce 9800 GX2 в режим SLI:

C другой стороны, под резиновой заглушкой, находится разъём входа S/PDIF, а рядом с ним под наклейкой скрыты два разъёма для подключения дополнительного питания видеокарты:

Как вы можете видеть, один из разъёмов шести-, а другой – восьмиконтактный, и, что самое неприятное, установлены они защелками вовнутрь. Таким образом отстёгивать кабели от платы крайне неудобно. Согласно спецификациям, энергопотребление GeForce 9800 GX2, функционирующей в номинальном режиме, должно составлять около 197 Ватт, то есть при разгоне планка в 200 Ватт будет легко пройдёна. Производителем рекомендуется использовать в системе с одной GeForce 9800 GX2 блок питания мощностью в 580 Ватт, обеспечивающий силу тока не менее 40 А по 12 В каналам, а с двумя такими видеокартами в SLI-режиме уже будет необходим блок питания мощностью в 850 Ватт.

К сожалению, конструкция пластикового короба такова, что разобрать видеокарту не оставив следов невозможно. Поэтому здесь нам придётся ограничиться 3D-моделью раскрытого “сэндвича” GeForce 9800 GX2, заимствованного из официального пресс-релиза NVIDIA:

Как вы можете видеть, GeForce 9800 GX2 представляет собой две отдельных платы, несущих по одному графическому процессору, набору видеопамяти объёмом по 512 Мбайт каждая, коммутационный чип и прочие необходимые компоненты. Платы расположены чипами друг другу, а между ними размещён радиатор, охлаждаемый небольшой турбиной, установленной в задней части платы. Частоты работы графических процессоров равны 600/1500 МГц, а эффективная частота видеопамяти составляет 2000 МГц. На видеокартах GeForce 9800 GX2 устанавливается память стандарта GDDR3 с номинальным временем доступа в 1.0 нс с теоретической эффективной частотой в 2000 МГц, либо 0.8 нс с теоретической эффективной частотой в 2500 МГц.

Прочие спецификации платы вы уже могли видеть выше в таблице, здесь же дополню их скриншотом из утилиты GPU-Z:

Как уже было сказано выше, длина платы равна 272 мм, что создаёт определенные трудности в стандартных ATX корпусах системных блоков. Так, в тестовом ASUS Ascot 6AR2-B для установки GeForce 9800 GX2 мне пришлось снять корзину для установки жестких дисков, так как плата упиралась в неё и не могла быть установлена в слот:

Напомню, что подобных проблем с также длинными Radeon HD 3870 X2 или GeForce 8800 GTX не возникало, хотя их длина заявлена одинаковой с GeForce 9800 GX2.

Теперь я предлагаю проверить эффективность системы охлаждения GeForce 9800 GX2. Методика тестирования не изменилась и заключалась в десятикратном прогоне бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Все тесты проводились в закрытом корпусе ASUS Ascot 6AR2-B системного блока. Комнатная температура во время тестирования была равна 25 градусам Цельсия. В результате с номинальными частотами видеокарты температурный режим оказался следующим:

Далеко не низкая температура, нужно отметить. Но это в автоматическом режиме работы турбины. Насколько снизится температура графических процессоров при 100 % оборотах турбины нам ответит следующий график мониторинга:

Мы можем наблюдать снижение примерно на 6 градусов Цельсия, но температура карты всё еще остаётся довольно высокой.

Разгон видеокарты одновременно и порадовал, и разочаровал. “Порадовал”, потому что графические процессоры стабильно функционировали на частоте в 738 (!) МГц (при 1836 МГц шейдерного домена), а “разочаровал”, потому, что видеопамять смогла работать лишь на 2088 МГц, что даже и разгоном-то назвать затруднительно. По всей видимости, помимо довольно сложной разводки видеопамяти GeForce 9800 GX2, нам досталась видеокарта с 1.0 нс памятью и с теоретической эффективной частотой в 2000 МГц.

И вновь проверяем температурный режим видеокарты, предоставив её турбине самой выбирать режим работы:

Ну что тут сказать? Владельцам GeForce 9800 GX2 впору заняться поиском и приобретением соответствующего водоблока, дабы не беспокоиться за долголетие столь дорогой и быстрой видеокарты. Кстати, судя по последним новостям, некоторые производители компонентов для систем жидкостного охлаждения уже анонсировали водоблоки для GeForce 9800 GX2.

Теперь об энергопотреблении GeForce 9800 GX2. Его измерение осуществлялось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC2. Измерение системы в целом (без монитора) производилось в 2D-режиме, при обычной работе в Word или Internet-серфинге, а также в 3D-режиме, нагрузка в котором создавалась с помощью пятикратного бенчмарка Firefly Forest из синтетического графического бенчмарка 3DMark 2006 в разрешении 1920 х 1200 с активированным полноэкранным сглаживанием степени 4х и анизотропной фильтрацией уровня 16х. Технологии энергосбережения центрального процессора были активированы, в том числе и поэтому в режиме простоя потребление системы резко снижалось. Результаты измерения энергопотребления представлены вашему вниманию на следующей диаграмме:

Нетрудно заметить, что в среднем система с установленной GeForce 9800 GX2 потребляет электроэнергии на 48~50 % больше, чем GeForce 8800 GTS 512 Мбайт. Оправдано ли это с точки зрения производительности, покажут тесты, а пока посмотрим на уровень шума систем охлаждения двух видеокарт:

Добавлю здесь, что, субъективно, система охлаждения GeForce 9800 GX2 довольно шумная. Кроме того, изменение скорости вращения турбины системы охлаждения видеокарты происходит очень быстро, что самым неблагоприятным образом сказывается на уровне комфорта. Как я уже упоминал выше, вкупе с высокой температурой карты высокий уровень шума говорят о необходимости замены референсной системы охлаждения на что-либо более эффективное и тихое.

В завершении напомню вам, что рекомендованная стоимость GeForce 9800 GX2 составляет сегодня 599~649 долларов США. В розничной торговой сети Москвы видеокарту XFX GeForce 9800 GX2 можно приобрести в среднем за 650 долларов США. В ассортименте видеокарт компании XFX существуют также и целых три разогнанные версии GeForce 9800 GX2 – это видеокарта с дополнением “XT” и частотой ядер в 640 МГц, “XXX” с частотой ядер в 680 МГц и эффективной частотой памяти в 2.08 GHz, а также самая быстрая версия “Black Edition” с частотами 700/1700/2100 МГц.

2. Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование двух видеокарт было проведено в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:

  • Материнская плата: ASUS P5K Deluxe/WiFi-AP (Intel P35), LGA 775, BIOS 0809;
  • Процессор: Intel Core 2 Extreme QX9650, 3.0 ГГц, 1.25 В, L2 2 x 6 Мбайт, FSB: 333 МГц x 4, (Yorkfield, C0);
  • Система охлаждения CPU: ASUS Silent Knight II;
  • Термоинтерфейс: Arctic Silver 5;
  • Оперативная память:
    • 2 x 1024 Мбайт DDR2 Corsair Dominator TWIN2X2048-9136C5D (1142 МГц / 5-5-5-18 / 2.1 В);
    • 2 x 1024 Мбайт DDR2 CSXO-XAC-1200-2GB-KIT DIABLO (1200 МГц / 5-5-5-16 / 2.4 В);
  • Дисковая подсистема: SATA-II 500 Гб, Samsung HD501LJ, 7200 об/мин, 16 Мбайт, NCQ;
  • Привод: SATA-II DVD RAM & DVD±R/RW & CD±RW Samsung SH-S183L;
  • Корпус: ATX ASUS ASCOT 6AR2-B Black&Silver (на вдув и выдув установлены 120-мм корпусные вентиляторы Scythe Slip Stream на ~960 об/мин на силиконовых шпильках; на боковой стенке такой же 120-мм вентилятор на ~840 об/мин);
  • Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC2;
  • Блок питания: Enermax Galaxy EGA1000EWL 1000 Ватт (штатные вентиляторы: 135-мм на вдув, 80-мм на выдув);
  • Монитор: 24" Acer AL2416WBsd (LCD, Wide, 1920 x 1200, 60 Гц).

Центральный процессор во время тестирования с увеличением напряжения до 1.6 В был разогнан до частоты в 4.0 ГГц:

При этом оперативная память функционировала на частоте в 1000 МГц с таймингами 5-5-5-14 при напряжении в 2.05 В.

Все тесты были проведены в операционной системе Windows Vista Ultimate Edition x64 preSP1. Драйверы чипсета материнской платы - Intel Chipset Drivers версии 8.7.0.1005. Использовались библиотеки DirectX 9.0с (дата релиза – ноябрь 2007 года), а также драйверы видеокарт ForceWare 169.25 для GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, и ForceWare 174.74 для GeForce 9800 GX2, являющиеся последними сертифицированными на момент проведения тестирования (третья декада апреля).

Тестирование было проведено в двух разрешениях: наиболее актуальном 1280 x 1024 и при широкоформатном 1920 х 1200, а также при настройках качества графики в драйверах на "High Quality". То есть все оптимизации, доступные в драйверах, были отключены. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. В случае, если изменение данных настроек в самих играх не было реализовано, то параметры выставлялись в панелях управления драйверов ForceWare. Сглаживание прозрачных поверхностей (текстур) – "Transparency Antialiasing (multi-sampling)" – активировано.

Для проведения тестирования производительности видеокарт был использован следующий набор из одного синтетического бенчмарка и восьми разнообразных игр:

  • 3DMark 2006 (Direct3D) – build 1.1.0, default settings;
  • S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl (Direct3D 9) – версия игры 1.006, включено полное динамическое освещение, анизотропная фильтрация x16 и прочие максимальные настройки качества графики, использовалась новая демо-запись “x” (тройной цикл);
  • Company of Heroes: Opposing Fronts (Direct3D 10) – версия 2.103, настройки графики на Ultra-уровне, встроенный бенчмарк;
  • Call of Juarez Bench (Direct3D 10) – максимальные настройки качества графики в бенчмарке, тени “Normal”;
  • World in Conflict (Direct3D 10) – версия 1.0.0.7(b87), профиль качества графики “Very High”, UI texture quality = Compressed; Water reflection size = 512; DirectX 10 рендеринг активирован;
  • Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0) – версия 1.4, максимальные настройки графики, демо “d2”;
  • Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9) – версия 1.4, настройки графики и текстур на уровень "Extra";
  • Unreal Tournament 3 (Direct3D 9) – версия 1.2, максимальные настройки графики, тестировались 90 секунд “Fly By” на уровне “DM-ShangriLa”;
  • Crysis (Direct3D 10) – версия игры 1.2.1, профиль настроек “Very High”, трёхкратный цикл теста видеокарты из бенчмарка Crysis Benchmark Tool версии 1.05.

Как уже было сказано во введении сегодняшней статьи, оценивать прирост производительности GeForce 9800 GX2 мы сегодня будем, отталкиваясь от скорости GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, выпущенной компанией XFX:

Видеокарта серии “Alpha Dog Edition” имеет завышенную на 25 МГц относительно номинала частоту графического процессора. Несмотря на заводской разгон, видеокарту без замены стандартной системы охлаждения и вольтмодов удалось разогнать до частот в 757/1945/2120 МГц:

Помимо максимального разгона видеокарты на референсной системе охлаждения, на мой взгляд, будет интересным посмотреть на разницу в производительности GeForce 8800 GTS 512 Мбайт и GeForce 9800 GX2 на одинаковых частотах, для чего GeForce 8800 GTS 512 Мбайт была разогнана по видеопамяти до 2000 МГц, а частота её графического процессора снижена до 600/1500 МГц.

3. Результаты тестов производительности видеокарт и их анализ

На диаграммах результаты видеокарты GeForce 8800 GTS с частотами 600/1500/2000 МГц, равными GeForce 9800 GX2, выделены зелёным цветом. В номинальном режиме работы GeForce 8800 GTS на частотах 650/1625/1940 МГц отмечена сине-зелёным цветом, а показатели GeForce 9800 GX2 – фиолетовым цветом.

Традиционно, изучение результатов сегодняшнего тестирования начнём с единственного в сегодняшних тестах синтетического бенчмарка компании Futuremark:

3DMark 2006

Ну что тут сказать, производительность номинальной GeForce 9800 GX2 в сравнении даже с разогнанной GeForce 8800 GTS 512 Мбайт попросту сногсшибательная. В то же время хотелось бы отметить, что стоимость одной 9800 GX2 более чем вдвое выше одной GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, а максимальный прирост производительности составляет только +74 % или +80 % к равночастотной видеокарте. То есть выбор довольно-таки не прост, да и что тут лукавить – без тестов SLI GeForce 8800 GTS попросту невозможен. Ну да ладно, посмотрим на ситуацию в реальных играх.

S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl (Direct3D 9)

Здесь мы также можем наблюдать великолепную масштабируемость GeForce 9800 GX2 в сравнении с 8800 GTS 512 Мбайт. Прирост производительности превышает 54 процента. Но при этом необходимо отметить крайне низкий минимальный фрейм-рейт в разрешении 1920 х 1200 и сопутствующие этому рывки при прогоне тестовой демо-записи. К счастью, в разрешении 1280 х 1024 и во всех разрешениях в реальном игровом процессе столь критического снижения минимального числа FPS не наблюдалось, поэтому спишем полученные показатели на особенность тестовой сцены и недостаточную оптимизацию драйверов ForceWare под неё.

Company of Heroes: Opposing Fronts (Direct3D 10)

Списали? А ситуация-то повторяется! В Company of Heroes: Opposing Fronts мы вновь видим провалы по минимальному фрейм-рейту GeForce 9800 GX2 только теперь уже во всех разрешениях и режимах качества графики. Сейчас уже очевидно, что драйверы видеокарты требуют доводки под некоторые всё еще современные игры. Что же касается среднего фрейм-рейта, то здесь всё просто замечательно. Прирост производительности GeForce 9800 GX2 в сравнении с GeForce 8800 GTS 512 Мбайт составляет от 35 до 79 % в зависимости от режима качества графики и разрешения.

Call of Juarez Bench (Direct3D 10)

А вот в игре Call of Juarez производительность GeForce 9800 GX2 просто феноменальна по отношению к GeForce 8800 GTS 512 Мбайт. Мало того, что в большинстве случаев минимальный фрейм-рейт на GeForce 9800 GX2 равен среднему на GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, так ещё и в качественном режиме с использованием анизотропной фильтрации 16х и полноэкранного сглаживания 4х новая видеокарта чуть ли не втрое быстрее чем GeForce 8800 GTS 512 Мбайт! Последнее не поддаётся логическому объяснению, поэтому тесты были проведены повторно несколько раз, но результат остался неизменным. Вероятно, причина кроется в разных версиях драйверов тестируемых видеокарт, но, к сожалению, компания NVIDIA с конца прошлого года не выпускала сертифицированных драйверов для GeForce серии 8800.

World in Conflict (Direct3D 10)

Более спокойную картину можно наблюдать во встроенном бенчмарке игры World in Conflict, пропатченной до последней версии (на момент проведения тестирования). GeForce 9800 GX2 снова выигрывает у GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, но преимущество первой видеокарты здесь уже не столь впечатляющее, как в предыдущих играх и синтетическом бенчмарке.

Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0)

Обращаю ваше внимание, что, в отличие от предыдущей статьи о видеокартах, в сегодняшнем материале при тестировании в игре Enemy Territory: Quake Wars используется полноэкранное сглаживание степени 8x.

В первую очередь хотелось бы отметить, что в разрешении 1280 х 1024 и в режиме без методик улучшения качества графики GeForce 9800 GX2 ограничивается производительностью центрального процессора, так как и преимущество над GeForce 8800 GTS 512 Мбайт не столь велико, как в других режимах, и разгон видеокарты не приносит ожидаемого прироста производительности. В то же время в других режимах тестирования, GeForce 9800 GX2 демонстрирует великолепную производительность, опережая GeForce 8800 GTS 512 Мбайт на 70 и более процентов. Обратите внимание, что даже с полноэкранным сглаживанием 8x в разрешении 1920 х 1200 новая видеокарта обеспечивает игроку комфортный уровень производительности. Красота, да и только :).

Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9)

Ещё один не менее красивый и не менее популярный чем Enemy Territory: Quake Wars шутер демонстрирует нам с вами превосходство GeForce 9800 GX2, которое в своём максимуме достигает 76 %.

Unreal Tournament 3 (Direct3D 9)

Ну а в Unreal Tournament 3, начиная со скромного превосходства в разрешении 1280 х 1024 и простом режиме без методик улучшения качества графики, к самому качественному режиму и высокому разрешению преимущество GeForce 9800 GX2 над GeForce 8800 GTS 512 Мбайт достигает аж +127 %.

Crysis (Direct3D 10)

В игре Crysis под Direct3D 10 рендером с минимальным фрейм-рейтом всё в порядке, как всё в порядке и со средним числом кадров в секунду. Несмотря на высокую скорость GeForce 9800 GX2 играть с полноэкранным сглаживанием 4x и “анизотропкой” в данной игре комфортно лишь в разрешении 1280 х 1024.

Теперь я предлагаю вам посмотреть на преимущество GeForce 9800 GX2 над GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, когда видеокарты функционируют на одинаковых частотах:

Если математически вычислить средний прирост производительности, то в режиме без методик улучшения качества графики GeForce 9800 GX2 оказывается быстрее на 59 %, а с использованием полноэкранного сглаживания степени 4x (8x - в одном случае) и анизотропной фильтрации уровня 16x его преимущество достигает 83 %. В том случае, если GeForce 8800 GTS 512 Мбайт функционирует на номинальных частотах разрыв между видеокартами немного сокращается:

В дополнение было проведено исследование зависимости скорости GeForce 9800 GX2 от режима рендеринга, выбор которого стал доступен в панели управления драйверов ForceWare:

Однако, в тех играх в которых проводилось сегодняшнее тестирование разница между режимами рендеринга не превышала 1~1.5 %. Столь незначительные изменения в производительности были зафиксированы и при изучении влияния параметра "Maximum pre-rendered frames". Возможно, в других играх оба параметра и оказали бы влияние на производительность GeForce 9800 GX2, но в играх из вышеприведённого списка такого практически не происходило.

Заключение

Первое, что хотелось бы отметить в заключении сегодняшней статьи, этот тот факт, что ни в одной из протестированных игр не произошла ситуация, когда фактически двухчиповая GeForce 9800 GX2 уступила бы одиночной GeForce 8800 GTS 512 Мбайт. Отметить это необходимо, так как ранее у конкурента NVIDIA мы не раз могли наблюдать такую ситуацию, когда ATI Radeon HD 3870 X2 оказывался медленнее одиночной Radeon HD 3870. Но есть и у GeForce 9800 GX2 огрехи в плане производительности, как то крайне низкий минимальный фрейм-рейт в играх Call of Juarez, Company of Heroes: Opposing Fronts и, частично, в S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl. Возможно, они будут исправлены в новых версиях драйверов.

Из отрицательных моментов нельзя не сказать и о высоком энергопотреблении видеокарты, хотя здесь я не думаю, что оверклокеры, которые могут позволить видеокарту стоимостью в 650 долларов США (а то и сразу две), буду смотреть на рост энергопотребления и соответствующие счета. Кроме того, высокое тепловыделение мощной видеокарты заставляет задуматься о поиске и замене шумной референсной системы охлаждения на что-то более тихое и эффективное. Впрочем, с учётом конструкции платы кроме установки водоблока вместо штатного кулера, иной альтернативы здесь придумать сложно. В остальном же, видеокарта проявила себя с самой лучшей стороны. Великолепная производительность, не имеющая конкурентов среди современных видеокарт и хороший разгон, наверняка привлекут внимание обеспеченных оверклокеров, не желающих рассматривать в качестве альтернативы пару GeForce 8800 GTS или даже 9800 GTX и приобретать к ним дорогую материнскую плату.

Что же касается продукта от XFX, рассмотренного сегодня, то данную видеокарту сложно чем-то выделить на фоне ей подобных. Полный референс как по конструкции, так и по частотам, скромный комплект поставки и сопоставимая с продуктами конкурентов стоимость. Как я уже упоминал выше, если хочется приобрести выделяющуюся на фоне продукции конкурентов видеокарту класса GeForce 9800 GX2, то в ассортименте XFX кроме сегодняшней видеокарты есть ещё целых три модели. Возможно, какая-то из них и привлечёт ваше внимание.